Почему в бигтехе всё так медленно?
Увидел сегодня в одном предложении слова «очень долго» и «два года» касательно времени работы в компании. У меня, наверное, искаженная бигтехом перспектива, но 2-3 года — это вообще самый минимум, чтобы сделать что-то серьезное на масштабе, построить отношения и заработать репутацию.
Таймлайны из моей карьеры:
- В 2011 я начал проект по модернизации таможенных систем в Европе в DHL. Он ещё не закончен до конца.
- В 2016 мы начали создавать AWS Chatbot. Мы запустились летом 2019 и запуск - это только начало развития продукта. Его до сих пор пилят около 20 человек.
- В 2021 я создал требования для поддержки старых версий в Google Cloud Functions. Проект выкатили в прод в 2024. Какие-то остатки до сих пор выкатывают.
- В 2022 я писал требования для модернизации платформы Google Maps API. Часть этого выкатили в прошлом году, достаточно большую часть ещё предстоит делать в этом и следующем.
Причина этому — в больших компаниях большое легаси и маштаб.
То, что я могу дома на коленках для 10 тысяч пользователей залепить за неделю, у Гугла или Амазона для десятков миллионов юзеров займет полгода только на согласование требований и еще год-два, чтобы запилить и выкатить в прод. А потом еще год-два, чтобы этот v1 превратить во что-то, чем можно гордиться.
В этих компаниях практически нет проектов, которые пилятся с нуля. Всё пилится на системах, которые в лучшем случае были топчиком 20 лет назад, а в худшем - там и 20 лет назад уже были костыли, которые обросли мхом и плесенью. И эти системы, которыми управляют сравнительно небольшие команды, приносят выручку соизмеримую с рыночной капитализацией российских компаний.
И не дай бог эти системы сломаются хотя бы на пару минут. СоЕ будет на разборе у СЕО.
Поэтому когда вы идете в бигтех, нужно понимать, что это реальный коммитмент на работу с легаси на несколько лет, если вы хотите получать повышения и как-то расти.
Может возникнуть возражение:
Ну кстати не везде - вон Инстаграм* по 500 аб тестов с изменениями интерфейса в день выкатывает чем изрядно бесит всех пользователей
Все B2C бигтехи действительно гоняют много экспериментов, но важно понимать, что эксперимент эксперименту рознь.
Если эксперимент меняет расположение кнопок или добавляет новый стикер в редактор сторис, это не так сложно сделать на существующей инфраструктуре и фреймворках. Импакт у таких изменений может быть большой, потому что много пользователей, но вы, как разработчик или продакт, мало чему учитесь, работая над такими проектами. Это интересно только первые 2-3 раза.
Реально мясистые проекты — это выкат совершенно нового функционала.
Помните в инстаграме не было видео? Добавить видосы на их масштабе с транскодингом под разные размеры экранов, форматы файлов и fps для сетей с низкой пропускной способностью — задача нетривиальная, если компания до этого не делала видео. Это проект для нескольких команд, для которого нужно создавать новые сервисы, новые отделы, новую инфраструктуру. Это проект на год+, не считая согласований.
В Мете работает 40 тысяч разработчиков. Они могут параллельно работать над десятком таких проектов + сотнями средних и мелких. В результате создаётся совершенно справедливая видимость, что постоянно что-то меняется и много всего происходит. Но это не является признаком того, что компания делает это быстро.
Далее есть проекты совершенно другого масштаба — новые продукты. У Меты их не так много. А в Амазоне у одного только AWS уже почти 250 отдельных продуктов. Мы с Арнабом и ещё одним принципалом создали один из них — AWS Chatbot. Я руководил этим продуктом с 2016 до самого ухода в 2020 и видел весь жизненный цикл от идеи до запуска и дальнейшей эволюции.
На одни только согласования ушли месяцы. Я два раза презентовал PRFAQ Энди Джесси, который тогда был СЕО AWS (ныне CEO всего Амазона) и ещё два раза презентовал ему naming doc — документ с предложениями имён для продукта. Каждый раз были задержки из-за невероятно забитого календаря и форс-мажоров. Наш первый запуск был задержан из-за того, что в последний момент Энди потребовалось перенести нашу встречу на пару недель.
Вот это всё — это реалии гигантских корпораций.
Для человека, наблюдающего за AWS со стороны, это выглядело, как сотни запусков новых продуктов и фич каждый квартал. Это потому что там сотни команд и пара десятков тысяч инженеров. Даже если каждая из них будет пилить проекты по году, всё равно компания может что-то запускать каждый год, создавая видимость неумолимой инновации.
* Запрещен в России, а корпорация Мета признана террористической организацией.