Парадокс менторства
В менторинге существует обратная зависимость между близостью отношений с человеком и качеством обратной связи.
Самый плохой ментор — это ты сам. Ровно как и самый плохой менти. Жалеешь себя, даешь себе скидки, про.бываешь обещания. Нет ответственности, зато есть слепые зоны и няшность.
Средний уровень — это когда помогаешь друзьям или коллегам (не подчиненным). Тебе с ними еще продолжать общаться, поэтому не всегда можно позволить себе прямо назвать вещи своими именами или продавить сопротивление до полного осознания реальности.
Третий вариант более скользкий, поэтому буду говорить только за себя без обобщения.
Менторинг за деньги — палка о двух концах. Если в голове проскакивает мысль об удержании «клиента», то можно запросто опуститься до уровня, когда ты рассматриваешь всё, что говоришь, через призму того, чтобы не обидеть. Чтобы был хороший отзыв, рекомендации, повторные консультации и т.п.
И это нечестно. Я бы даже сказал, что это неэтично. Это как врач, который вас не лечит, а разводит на дополнительные визиты и лекарства.
Когда ко мне за помощью приходят посторонние люди, меня, наоборот, переключает в режим правды-матки (экологичной, но без жалости). Человек пришёл не просто так. У самого не получается, друзья/коллеги слишком аккуратно всё говорят, да и обидно от них слушать неприятную правду. А ещё они и сами могут обидеться, если ты их не слушаешься. Заплёт на заплёте.
Я прямо говорю, когда вижу, что то, что они делают — не работает, что где-то провал, что где-то непринятое решение или проблема с самоценностью. Могу додавить качество того же резюме до уровня, до которого они сами поленились бы углубиться.
Мне можно, я — посторонний для них человек. От меня не так обидно, а если и обидно, то обида пройдет, а результат останется. Недаром мы часто вспоминаем строгих учителей с бОльшим уважением, чем размазней, чьи имена ускользают из памяти.
Я кардинально поменял свой стиль общения с менти, когда послушал шоу Декларация на подкасте Михаила Гребенюка. Я слушал все серии взахлёб и офигевал от того, как Михаил жестко, но справедливо и мягко общается с теми, кому делает разборы.
У меня был разрыв шаблона. А что так можно было?
Я применил это на практике и понял, что так действительно можно. Главное — не бояться, что на тебя обидятся, считывать реакции и уметь подстраивать коммуникацию под человека и его контекст.
Наверное, без каких-либо последствий так можно только с чужими людьми.