Удаленка vs. офис
Содержание
Бóльшую часть своей жизни я работал из офиса. А потом случился ковид и в июне 2020 я вышел на новую работу на полную удалёнку. Ещё в начале работы я сильно скучал по офису — по возможности сходить с кем-то на кофе, перетереть рабочие вопросы не назначая встречу, понаблюдать за микромимикой во время ревью документов и т.п.

Последние два года я был в стартапе и только изредка разговаривал с коллегами. Был случай, когда жена и дети уехали на лето в Россию, а я остался один, чтобы сфокусироваться на работе. Через пару недель такой изоляции у меня поехала кукуха и я начал каждый день ходить в кофешоп просто чтобы быть среди людей.
Выйдя в Яндекс после 5 лет работы из дома, я рад возможности снова находиться в рабочем пространстве с другими людьми. Правда, вся моя команда в Москве, а я в Петербурге. Открываю для себя новый формат — нечто вроде коворкинга.
При желании я могу хоть каждый день работать из дома, но я не хочу.
Личное и рабочее — в одной спальне
За 5 лет я устал смешивать личное и рабочее в одном пространстве. Даже когда у меня был выделенный кабинет, это всё равно не то. Дети приходят со школы, заходят поздороваться или что-нибудь спросить. Кофе с любимой женой...

Это всё расхолаживает, я теряю эффективность.
В офисе у меня есть чёткие границы. Меня физически не могут отвлечь на домашние дела, я погружаюсь в работу и работаю. Я не захожу на левые сайты и чатики. Я просто стараюсь максимально всё успеть за день, чтобы, приходя домой, у меня было ощущение эффективно проведённого дня. Иначе будет позыв из чувства вины поработать из дома.
Работать по вечерам из дома, когда у тебя дети — идея так себе. Работа приходит и уходит, а дети безвозвратно вырастут. Семилетка будет семилеткой лишь раз в жизни, а подросткам нужна папина поддержка до тех пор, пока она им становится не нужна. И этого периода уже не вернуть.
Время, потраченное на работу после работы — это время, не потраченное на общение с детьми. Это игра с нулевой суммой (zero-sum game). Поэтому нам, взрослым людям с ворохом обязательств, нужно эффективно расходовать время в рабочие часы.
Время на дорогу (комьют)
Поборники работы из дома часто говорят, что работа из дома экономит время на дорогу. С этим невозможно не согласиться, но у меня есть мнение и на этот счёт.
Комьют бывает двух типов: изматывающий и декомпрессионный.
Изматывающий комьют
Метро
Я ненавижу ездить на большие расстояния в метро, не дай Бог ещё и с пересадками. В метро, даже самых современных, шумно, душно и полно народу. Плюс, до метро ещё нужно дойти. Ты тратишь это время впустую, потея и толкаясь с другими несчастными комьютерами. Меня это истощает.

Пробки
Другой тип изматывающей дороги — езда по пробкам. "Start-stop-continue" на репите, пока не начнёт болеть колено левой ноги, выжимающей сцепление.

Я так ездил на работу в Москве с Октябрьского поля на улицу 8 Марта, когда строилась развязка на пересечении Алабяна и Ленинградки — то, что раньше можно было проехать минут за 20, приходилось объезжать вокруг по пробкам. Альтернатива в виде метро с двумя пересадками и получасом пешком была ещё хуже.
Бесконечные расстояния
Туда же — езда на большие расстояния. В Дубае я жил в районе Марины, а работал в свободной зоне аэропорта. Час по шоссе в одну сторону. Даже имея машину-мечту (на тот момент) и бэклог аудиокниг, в какой-то момент я просто за.бался каждый день по два часа сидеть за рулём.

Езда с попутчиками
"Я люблю людей" (с) Дельфин
Меня можно назвать социальным интровертом. Я люблю общаться с людьми, но в разумных пределах и желательно по делу. Социальный треп ни о чём — тоже норм, но мне нужен запасный выход, когда можно выдернуть шнур, выдавить стекло и тихонько слиться в свой внутренний мир.
В Сиэтле мы первые два года жили в г. Белвью, примерно в 30-40 минутах езды от даунтауна Сиэтла на машине по платному мосту через озеро Вашингтон.
У нашего муниципалитета King County была программа "Van Pool", когда компания оплачивает сотрудникам 7-местный минивэн Dodge Caravan, предоставляемый муниципалитетом, и дает парковочное место в офисе. Сотрудники сами его по очереди водят на работу и обратно и периодически загоняют в сервис, на мойку и на заправку (всё оплачено, на это нужно только время).

Профит вэнпула не только в экономии (один только мост стоит $5 за каждый проезд), но и в том, что таким составом можно было ездить по полосам HOV (high occupancy vehicle), которые на 520-м мосту требуют аж 3+ человека в машине. Таким образом, можно было проскочить мимо пробок.
Около полугода я ездил на минивэне с коллегами из Амазона. Среди них были чрезмерно социальные товарищи и один нытик. Я от них устал, хотя и сдружился с одним менеджером разработки.
Декомпрессионный комьют
Мне всегда сложно давалось отключение от работы, когда с корабля последнего митинга сразу на бал с женой и детьми, подхватывающими на машине из офиса.
Мне нужно отдохнуть и переключиться с работы на не-работу. Поэтому я всегда стремился жить так, чтобы был приятный комьют, способствующий декомпрессии.
На работу пешком или на велике
Идеальный вариант — когда можно дойти на работу пешком минут за 20-30 или неспеша доехать на велосипеде. И воздухом подышишь, и не устанешь. Плюс, это 100% предсказуемый по времени вариант.
Последние 3 года в офисе в Сиэтле я жил именно так. Полчаса в одну сторону пешком вдоль озера Union было приятным ежедневным времяпрепровождением. Иногда катался на велике, но обратно нужно было ехать в крутую гору и это не всегда мотивировало на оседлание железного коня, особенно, в дождь.

Автобус от конечной до конечной
В вышеупомянутом Белвью первый год я ездил на работу на автобусе. Наш дом был на конечной 550-го автобуса в Белвью, а офис — в 5 минутах пешком от конечной в Сиэтле.

У конечной есть два преимущества — автобусы строго следуют расписанию и всегда можно найти удобное место. В тот период я послушал штук 40 аудиокниг, включая все биографии любимых музыкантов.
Короткие расстояния на машине без попутчиков
Я люблю ездить за рулём, если без пробок, недолго и без разговоров. Когда можно под настроение включить аудиокнигу, подкаст или попеть вместе с Ронни Радке из Falling in Reverse. Такое в наши дни в большом городе становится непозволительной роскошью.
Как сейчас?
Сейчас офис расположен не очень удобно, но комьют не изматывает.
Я нашёл рабочий вариант — утром беру каршеринг на час, отвожу ребёнка в школу, потом еду на машине на работу. Паркуюсь в километре от офиса и иду на работу по парку. Это даёт мне возможность сделать упражнение Тони Роббинса.
Обратно я прыгаю в 10-минутный шаттл до метро, от которого либо еду одну остановку до дома (против движения, так как я еду в центр, в то время как люди в основном едут в обратную сторону), либо иду 25 минут пешком, наслаждаясь свежим прохладным воздухом с Невы, обогащённым выхлопными газами пробки на Литейном мосту.

В офис я хожу как в коворкинг. Немного сижу за своим столом, бóльшую часть времени провожу один в переговорках на зумах. Потихоньку строю комьюнити из людей в моём офисе, чтобы скрасить одиночество.
Полёт нормальный. В ближайший месяц нужно будет смотаться в Москву, познакомиться со всеми — это важно для того, что в английском называется rapport (лучше почувствовать друг друга, что позволяет работать вместе более эффективно).
Know thyself
Мне очень зашла работа из дома в середине ковида, когда уже прошёл стресс и работа из дома стала нормой. Мы колесили по всему миру пока я работал удалённо, в том числе почти полгода из России.
Но что бы люди не говорили про то, что 100% дома им работается более эффективно, это пиздёж нужно делить на двое. Они не учитывают неэффективность коммуникации для команды и руководителей. Они не учитывают то, что большие идеи зачастую рождаются в кулуарах и в порыве вдохновения у доски с маркером.
Имхо, идеальный график — это пара дней из дома, когда команда фокусируется на индивидуальных задачах (heads down days), и три дня в офисе, когда можно решать задачи коллективно. Эти дни должны совпадать для всех членов команды.
Мы так работали в AWS. Вся команда, кроме тех, у кого дома возникала тревожность, работала из дома в среду-четверг. Это также были "no meeting days", иначе весь смысл эффективности работы из дома теряется.